[Шенген визы ]

Популярно о консульской защите
К компетенции консульских учреждений относится и восстановление в гражданстве Украины лиц, которые после прекращения гражданства Украины не приобрели иностранное гражданство.
Для лиц, желающих прекратить гражданство Украины, законодательством Украины предусмотрена процедура оформления выхода из гражданства. Эта процедура предусматривает подачу заявителем в консульское учреждение комплекта документов, рассмотрение документов компетентными органами Украины, принятие решения и подписание Президентом Украины соответствующего Указа о выходе из гражданства с последующей выдачей консульским учреждением соответствующей справки.

12. ВЕДЕНИЕ УЧЕТА ИЗБИРАТЕЛЕЙ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ КОМИССИЯМ, А ТАКЖЕ КОМИССИЯМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМОВ.
Согасно законодательства Украины на время проведения выборов при дипломатических и других официальных представительствах и консульских учреждениях создаются заграничные избирательные участки. Эти участки создаются по представлению Министерства иностранных дел и составляют единый заграничный избирательный округ. Во время последних выборов Президента Украины за рубежом было образовано 114 избирательных участков и создано столько же избирательных комиссий. На консульские отделы посольств и на консульства возложена ответственная задача подготовки, ведения и постоянного обновления реестра избирателей, проживающих в консульском округе. Учитывая постоянные перемещения граждан из Украины и в Украину эта задача довольна сложна, трудоемка и требует значительных трудовых затрат и времени. В дополнение к созданию реестра избирателей, консульские учреждения при подготовке к выборам проводят большую методологическую работу по разъяснению членам избирательных комиссий, которые в своем большинстве не имеют необходимой юридической подготовки, положений выборного законодательства, в канун выборов и во время выборов, в случае необходимости, помогают поддерживать контакты избирательной комиссии с заграничным избирательным округам. Подобную работу консульские учреждения Украины будут проводить и во время референдумов, в случае принятия решений об их проведении.

13. СОДЕЙСТВИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ УКРАИНЫ ВО ВРЕМЯ НАХОЖДЕНИЯ ИХ ЗА ГРАНИЦЕЙ (в пределах консульской компетенции).
В соответствии с Консульским уставом консул обязан всячески содействовать кораблям ВМФ Украины, находящимся в территориальных водах, внутренних водах или портах страны пребывания в вопросах связи с берегом, взаимоотношениях с местными властями вопросах материально-технического снабжения и пр.
Консул содействует и предоставляет необходимую помощь капитанам гражданских судов Украины в портах, территориальных и внутренних водах страны пребывания, Он следит за тем, чтобы этим судам предоставлялись в полном объеме права и иммунитеты в соответствии с законодательством страны пребывания и международных договоров.
Консул должен предоставлять помощь командиру экипажа и пассажирам гражданского воздушного судна Украины в отношениях с властями страны пребывания, а также принимать все меры для возвращения в случае необходимости воздушного судна, его экипажа и пассажиров в Украину или же для продолжения полета. Подобные функции консул выполняет и по отношению к транспортным средствам автомобильного и железнодорожного транспорта, а также судов речного флота.
Выше перечисленное – далеко не полный перечень функциональных обязанностей консульского должностного лица. Помимо упомянутого выше, консул выполняет соответствующие действия по истребованию документов, обеспечивает в стране пребывания права и интересы несовершеннолетних или граждан Украины, не обладающих полной дееспособностью, выполняет поручения следственных или судебных органов Украины.
Консул выясняет причины арестов, задержания и лишения свободы соотечественников, следит за тем, чтобы в отношении граждан Украины строго соблюдались процессуальные нормы, обеспечивающие его право на защиту и на объективное следствие. В случае, если консул пришел к выводу о неправомерности ареста, задержания или лишения свободы гражданина Украины, он принимает все возможные действия для его скорейшего освобождения. Во время посещения соотечественников, находящихся в местах лишения свободы консул проверяет условия санитарии и гигиены, в которых содержатся граждане Украины, наличие адвоката в случае уголовного преследования. При этом консул должен убедиться, что в местах лишения свободы наши граждане не подвергаются жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. При посещении граждан Украины консульское должностное лицо должно убедиться, что по отношению к соотечественникам соблюдаются законы страны пребывания, а также положения международных договоров, участниками которых являются Украина и страна пребывания.
Обеспечение безусловного выполнения консульских функций предполагает регулярные контакты и встречи консула Украины в государственных учреждениях (министерство иностранных дел, прокуратура, министерство внутренних дел, министерство юстиции и др.) страны пребывания, а также с коллегами из консульских учреждений других стран.
Причина более детального освещения консульских функций имела под собой целью показать гражданам Украины все направления консульской деятельности, которые требуют маневренности, постоянных передвижений, сверхурочной работы и не могут в полной мере быть обеспечены лишь за письменным столом с телефоном. Следует учесть также и то, что во многих странах консульское учреждение Украины представлено одним консульским должностным лицо. Поэтому, не дозвонившись по телефону в украинское консульство с первого раза, не стоит делать вывод, что сотрудники (или сотрудник) ничего не делают и игнорируют свои служебные обязанности. Направьте им сообщение по почте, факсу или «электронке» и вы обязательно получите нужную вам консультацию или ответ. Более того, сайты посольств и консульских учреждений Украины составлены таким образом, что практически содержат ответы и информацию на все вопросы, входящие консульскую компетенцию. Автор уверен, что внимательное ознакомление с сайтами дипломатических и консульских учреждений избавит вас от необходимости «висеть на телефоне».
В дополнение к сайтам, в 2007 – 2008 гг., все консульские учреждения Украины типографским способом издали справочники по консульским вопросам для граждан Украины, с учетом специфики страны пребывания.


5.Проблемные вопросы консульской защиты граждан Украины за рубежом
Проблемных вопросов консульской защиты настолько много, что им можно было бы посвятить не одну кандидатскую или докторскую диссертации. Поэтому остановимся лишь на отдельных проблемных ситуациях, которые в последнее время наиболее часто встречаются в повседневной жизни и больше всего волнуют, как самих граждан Украины, очутившихся в сложной ситуации за рубежом, так и их близких и родных в Украине.
Для начала, вероятно, остановимся на одном из пунктов Программы бывшего президента «Десять шагов навстречу людям», давшего основания государственным чиновникам разных уровней утверждать, что «всі наші громадяни за кордоном захищені…». Категоричность подобных заявлений не может не подтолкнуть обычного гражданина к выводу, что стоит ему только пересечь государственную границу Украины, как степень защиты его гражданских прав и свобод приобретает качественно новую форму по сравнению с украинскими реалиями. Беседы сотрудников консульських учреждений Украины с нашими соотечественникам за рубежом показали, что большинство граждан Украины воспринимают крылатое утверждение государственных мужей именно в таком ключе. Не опровергая, в полной мере, сказанного выше, следует подчеркнуть, что не могут наши соотечественники быть в большей степени защищены за рубежом, чем в собственной стране, где права и интересы населения обязана защищать целая сеть государственных и общественных организаций, начиная от милиции, прокуратуры, судов различных инстанций, заканчивая правозащитными организациями, профсоюзами, аппаратом Уполномоченного по правам человека, государственными и частными адвокатскими объединениями, депутатами разных мастей и уровней. Немалую лепту в обеспечение правозащитных функций вносит и Закон Украины «Об обращениях граждан», обязывающий бюрократов объяснять вышестоящим инстанциям мотивацию своих поступков и решений. К тому же все учреждения, призванные защищать права и интересы граждан в Украине находятся в доступной близости, максимум в часе – двух езды общественным транспортом от места жительства. Граждане Украины, проживающие в штате Аляска, Миссури, Техас (США), находятся в тысячах километрах от консульского учреждения нашей страны в Вашингтоне.
Оппоненты могут возразить, что наши соотечественники, законно въехавшие в ту или иную страну, в соответствии с нормами и принципами международного права за рубежом пользуются теми же гражданскими правами, что и граждане принимающей страны. Теоретически, да. В основном, странам Евросоюза, США, Канаде, ряду других стран с традиционно развитой демократией чужд полицейский произвол, как и неправедные процессуальные действия и решения судебных органов в отношении иностранцев. Но это в основном. На самом деле бывают исключения из правил. Многим памятен произвол немецких таможенников по отношению к нашим «заробитчанам», транзитом пересекающим территорию ФРГ на пути домой.
Непростым может оказаться пребывание граждан Украины во многих афро-азиатских странах и странах Латинской Америки, где, юридически, считающаяся независимой судебная ветвь власти очень даже нередко склоняет чашу весов в пользу своих граждан. Особенно это характерно для мусульманских стран.
В целом же, защитная функция государства, его консульских учреждений наиболее осложнена в странах, где отсутствуют украинские дипломатические и консульские представительства Украины, на неконтролируемых властями государства пребывания территориях, в международных водах. Для того, чтобы выяснить причину ареста или чрезвычайного происшествия с гражданином Украины в стране, где нет украинских представительств, Министерству иностранных дел или близлежащему посольству Украины необходимо обращаться с запросом в посольство иностранного государства, которое пересылает этот запрос в свое министерство иностранных дел, дальше этот же запрос по линии компетентных органов идет по цепочке до полицейского участка или СИЗО, рассматривается там и направляется обратно по той же цепи, что занимает немало времени, иногда недели и месяцы. К сожалению, этот процесс ускорить невозможно. Хотя и редко, но бывают также случаи игнорирования запросов украинской стороны по вопросам, которые, при условии их рассмотрения, могут создать негативное представление о действии или бездействии уполномоченных властей иностранного государства. В подобных случаях иностранные дипломаты предпочитают давать ответ на запрос по телефону.
Постараемся тематически или же по категориям классифицировать проблемные вопросы защиты граждан Украины за рубежом.

а) ЛЮДИ МОРСКОЙ ПРОФЕССИИ.
Во все времена морская профессия считалась опасной для жизни. Многие из тех, кто ходит в моря, хорошо осознают это. Ведь ни для кого не секрет, что ежегодно в Мировом океане по самим различным причинам погибает (нередко с экипажами) до 300 судов. Форс-мажорные обстоятельства в морях и океанах предусмотреть невозможно. Сегодня же к форс-мажорным обстоятельствам прибавилась и пиратская угроза. Практика борьбы с пиратством показывает, что как сегодня, так и в ближайшем будущем вряд ли удастся решить эту проблему и избавить гражданские суда от нападений морских разбойников. Нападениям в Индийском океане подвержены не только коммерческие суда под «удобным» флагом, но и суда, несущие флаги стран – членов Евросоюза, а также США. 2 января с.г. захвачен автомобилевоз «Эйшиан Глори» под флагом Великобритании, 11 мая в 150 милях от Йемена танкер «Панега» под флагом Болгарии. Атакам морских разбойников подвергались и корабли под флагом США. И это, несмотря на то, что борьбу с пиратами у побережья Сомали ведут сразу несколько группировок кораблей. Только лишь в корабельную группировку Евросоюза, проводящую антипиратскую операцию «АТАЛАНТА», входят 10 фрегатов, самолеты и подводная лодка. В составе многонациональной группы военно-морских сил «Сombined Task Force 150» 15 кораблей, в составе НАТОвской группировки, проводящей собственную операцию «Океанский щит», фрегаты Великобритании, Италии, Греции, Турции и эсминец ВМС США. Свои боевые группы к побережью Сомали направляют Индия, Китай, Малайзия, Южная Корея и ряд других государств. Реально оценивая ситуацию у берегов Сомали можно констатировать лишь уменьшение уровня пиратской угрозы, а также то, что ни одна страна в мире, включая США, не может гарантировать стопроцентную безопасность своих граждан от проявлений терроризма и пиратского плена.
Категория: Консульская защита граждан Украины за рубежом | Добавил: PIOneer (29.08.2010)
Просмотров: 1692 | Теги: консульство, консульская защита | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar