[Шенген визы ]

Общая концепция консульской защиты
С каждым годом увеличивается количество граждан Украины, выезжающих за рубеж с самыми различными целями. По состоянию на сегодня более полутора миллионов наших соотечественников постоянно проживает в странах Америки, Европы и Азии. Ежегодно более 15 миллионов украинских туристов выезжает за пределы Украины. Около 75 тысяч украинских моряков бороздят моря и океаны на судах иностранных судовладельцев, несущих «удобный флаг».
Не всегда пребывание наших соотечественников за рубежом оканчивается благополучно. Консульская статистика говорит о том, что ежегодня 25 – 30 тысяч граждан Украины, включая и моряков, подвергаются задержаниям, арестам, тюремному заключению. Только в США ежедневно задерживается и подвергается арестам 3-5 наших соотечественников. Независимо от причины задержания и ареста каждый гражданин на основе Конституции Украины имеет право на защиту.
Защита прав и интересов наших соотечественников, а также юридических лиц Украины за рубежом являются приоритетным направлением в работе Министерства иностранных дел Украины, а также дипломатических и консульських учреждений Украины. Приоритетность защиты прав наших сотечественников нашла свое отображение в программе Президента Украины В.Ющенко «Десять шагов навстречу людям», а также ряде правительственных программ и в Положении о Министерстве иностранных дел Украины.
К сожалению, во всех перечисленных документах лишь подчеркивается приоритетность защиты прав и интересов граждан Украины. Практически ни один нормативно-правовой акт, ни одна программа не очерчивают принципы и параметры консульской защиты за рубежом, что дает основание нашим соотечественникам основание считать, что дипломатические консульские учреждения Украины за рубежом должны заниматься всеми их делами и заботами (в качестве адвокатской фирмы или бюро добрых услуг), а в отдельных случаях даже освобождать от наказания за совершенные за рубежом правонарушения.
Не будем голословны, а приведем несколько примеров.
В Арабскую Республику Египет в качестве туристов прибыло три украинских «качка», двое из них жители города Киева, один – одесит. В курортных городах Египта, а также в Каире они по украденному паспорту и подделанной банковской карточке мошенническим путем приобрели около 3-х килограммов золотых изделий, но на финальном этапе операции были задержаны правоохранительными органами Египта. К большому удивлению сотрудников украинского посольства все трое искренне считали, что как только весть об их задержании и аресте достигнет консула Украины, тот незамедлительно заберет их из Каирского СИЗО, отвезет их в аеропорт и отправит на Родину. Велико же было разочарование задержанных, когда этого не случилось и всем троим пришлось пройти путь от найма адвоката до судебного заседания, определившего им в качестве наказания тюремное заключение. Понаблюдав за поведением наших соотечественников во время пребывания в СИЗО и в тюрьме, где земляки «строили» сокамерников и обучали их своему ремеслу, правоохранительные органы Египта сочли за лучшее депортировать украинцев из Египта. При всем том, сотрудники посольства ответственно выполнили свои обязанности с момента задержания соотечественников до отлета на Родину. Украинцам была предоставлена материальная помощь, рекомендован адвокат, отслеживались условия содержания и ход судебного процесса.
В этой же стране Наталья К. решила остаться в Египте, несмотря на то, что виза у нее закончилась и фактически она пребывала на нелегальном положении. Ее жизнь с пожилым сожителем – арабом от условий мирного сосуществования постепенно переростала в состояние перманентной войны. Частые избиения, ссоры, драки стали нормой совместной жизни. Сестра Натальи, также проживавшая в Египте, но на законных основаних, обратилась к украинскому консулу с требованием защитить родственницу. Заявительнице разъяснили, что любое обращение дипломатического представительства к властям Египта раскроет нелегальный статус Натальи и неизбежно приведет к аресту за нарушение иммиграционного законодательства. До решения вопроса о депортации Наталья будет находиться в тюрьме. Больше того ей может быть предъявлено обвинение в проституции, за которое в АРЕ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Учитывая общепринятый принцип, что действия консула, направленные на защиту прав гражданина Украны, не должны нанести ему вред (арест, уголовное наказание, тюремное заключение, депортация), защита становится невозможной. Лучший выход из ситуации – добровольный выезд из страны и возвращение в Украину. Неизвестно, последовала ли Наталья рекомендациям украинского консула.
Еще один пример из египетских реалий. В АРЕ толпами приезжают молодые украинки в надежде стать танцовщицами и заработать деньги. При этом они доверчиво и не глядя подписывают контракты на арабском языке и отдают свои паспорта мнимым работодателям. Ольга З. из Горловки также обратилась в украинское представительство с жалобой на то, что гражданка России – ее работодательница, не имеющая лицензии на трудоустройство и фактически являющаяся частным лицом, не возвращает вот уже несколько месяцев украинский паспорт. При этом право Ольги на передвижение в пределах курортного центра и Египта в целом нарушено не было. Равно как и не было нарушено ее личное право на обращение к правоохранительным органам Египта или консулу РФ. В данном случае ни дипломатическое представительство, ни консул Украины не могут выступать посредниками в гражданско-правовых отношениях, возникших между частными лицами. Они разрешаются или правоохранителными властями Египта или же в результате решения суда.
Перенесемся на другой континент, в страну с развитыми демократическими ценностями и развитой системой права.
Центральная часть Соединенных Штатов Америки, штат Миссури. Гражданка Варварич в телефоном разговоре с консулом Украины в Вашингтоне утверждает, что она чувствует, что ее жизни угрожает опасность. На предложение украинского дипломата обратиться в полицию замечает, что у нее нет доказательств. Комментарий консула о том, что в случае угрозы жизни сотрудники дипломатических представительств наравне с гражданами США, а также иностранцами, проживающими на территории США обращаються к правоохранительным органам страны пребывания и о том, что в компетенцию МИД Украины, его дипломатических и консульських учреждений не входит предоставление охранных услуг гражданам Украины за рубежом, вызывает у нее гневную реакцию. Далее следуют слова: «А вот Президент Украины в своей программе «Десять шагов навстречу людям», а также Ваш министр заявили, что все украинцы за границей будут защищены». Думаю, что комментарии здесь излишни.
Лишь один абзац из письма гражданина А.Визельмана из штата Техас США). «Вот уже больше 6 месяцев, как я переслал в Посольство ксерокопии 13-и своих сберегательных книжек. Требую объяснить, почему я до сих пор не получил деньги по компенсационным вкладам». Из текста письма следует вывод: господин Визельман считает в порядке вещей, что получением компенсационных вкладов должны заниматься не доверенные лица или юридические фирмы в соответствием с подписанным соглашением, а сотрудники Посольства и Министерства иностранных дел Украины.
София Ковальска прибыла в Вашингтон из штата Огайо на севере США из-за неблагоприятных отношений с мужем и потребовала от сотрудников Посольства, чтобы ей предоставили материальную помощь, ночлег, поскольку у нее нет денег на гостиницу, и купили билет на самолет, считая все перечисленное элементами консульськой защиты. Взаимоотношения с американским мужем у нее не сложились, так как он не обеспечивает ее достаточным количеством карманных денег и рационом питания, который ей нравится. В связи с отказом Посольства выполнить это требования София потребовала, чтобы дипломатическое представительство защитило ее право на жизнь, заставив мужа выделять ей необходимое количество денег на карманные расходы и обеспечивать питанием в соответствии с ее вкусами.
В Украине супружеская чета Левченко побывала на приеме у руководства Министерства иностранных дел. Их дочь Анна оформила постоянное место жительства в США (штат Аляска), оставаясь гражданкой Украины. В связи с тем, что Анна Левченка была отличным специалистом в области экологии, имела кандидатскую степень, Министерство обороны США, в виде исключения, подписало с ней 5-летний контракт на прохождение службы в подразделении химической защиты на Аляске. Когда встал вопрос о направлении подразделения химзащиты в Афганистан, у Анны не было никаких возражений, поскольку все другие действия расценивались бы как нарушение условий контракта о прохождении службы в Вооруженных силах США и влекли за собой прекращение контракта и увольнение без льгот и выходного пособия. Родители же Анны в своем заявлении потребовали, чтобы украинская сторона приняла все возможные меры для предотвращения направления их дочери в Афганистан. В телефонном разговоре с украинским консулом Анна подтвердила свое намерения выполнять условия контракта и продолжать службу в ВС США. Просьба украинского диппредставительства не направлять Анну Левченко в Афганистан, если бы таковая имела место, в соответствии с требованием родителей, могла быть расценена американскими властями, как ВМЕШАТЕЛЬСТВО ВО ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА США.
Множество заявлений поступает в Министерство иностранных дел Украины, дипломатические и консульские учреждения за границей с просьбой розыскать родственников, родных и близких, которые выехав за рубеж почему-то не дают о себе знать и не звонят. Как ни странно, но отдельные заявители считают, что дипломатические и консульские учреждения Украины отслеживают передвижения граждан Украины чуть ли не от трапа самолета в иностранном аэропорту до момента вылета в Украину, что абсолютно не соответствует действительности. Ни у одной страны мира нет таких возможностей. В большинстве стран законодательство запрещает сбор и передачу данных кому бы то ни было о гражданах своей страны или иностранцах, законно въехавших на территорию этой страны, что делает розыск невозможным. Нормы международного права, консульские конвенции, внутреннее законодательство обязывает власти страны незамедлительно связываться с дипломатическими и консульськими учреждениями страны иностранца и информировать их о фактах арестов, задержаний, смертей, несчастных случаях, в которые попадает иностранец за границей. Поэтому, родители, родные и близкие, выехавших за рубеж, должны принять к сведению, что если с тем, о ком они так заботяться, что-то случилось, заграничные учреждения Украины своевременно их проинформирують непосредственно по телефону или через Министерство иностранных дел. Длительное молчание индивидума за границей, отсутствие сообщений по телефону, не может быть основанием для объявления его в международный розыск, или розыск внутри страны.
Можно было бы привести массу запросов, с которыми граждане Украины, обращаються как в МИД Украины, так и в его зарубежные представительства. Входят или не входят эти запросы в компетенцию перечисленных учреждений – не имеет значения. Все они рассматриваются в соответствии с Законом Украины «Об обращениях граждан» и на все запросы или заявления дается квалифицированный ответ на основе законодательства Украины. Как мы видим, большое количество заявлений и запросов не входит в компетенцию Министерства иностранных дел Украины и его учреждений. Их было бы намного меньше, если бы были разработаны четкие критерии консульской защиты за рубежом и наши соотечественники были осведомлены об этом. А именно, когда дипломатические или консульськие учреждения Украины с целью защиты прав и интересов наших граждан использует политические и дипломатические методы, и когда они оказывают консульскую консультативно-правовую помощь. Популярно концепция консульской защиты, ее основные принципы, по мнению автора, должны выглядеть таким образом.
Гражданин Украины, выезжая за рубеж, должен знать следующее.
1.Неукоснительное соблюдение законов, традиций и обычаев страны пребывания гарантирует гражданину Украины соблюдение его прав и интересов за рубежом.
Осуществление прав, свобод и интересов гражданина Украины за рубежом не должно нарушать права, интересы и свободы других лиц.

2.Консульские и дипломатические учреждения Украины за границей защищают права и интересы граждан Украины во всех случаях, когда эти права и интересы нарушены государственными органами страны пребывания (полиция, служба безопасности, прокуратура, суд).
В случае незаконного задержания или ареста дипломатическое или консульское учреждение Украины заявит протест и потребует от властей страны пребывания освобождения гражданина Украины. При нарушении положений внутреннего законодательства во время задержания, ареста, в ходе проведения следственных действий и судебного процесса, проявленных по отношению к гражданину Украины, дипломатические и консульские учреждения обратяться с вербальной нотой к Министерству иностранных дел страны пребывания, привлекут его внимание к фактам нарушений и обратяться с просьбой о соблюдении процесуального законодательства и правильном применении норм права.

3.Консульские и дипломатические учреждения Украины защищают права и интересы граждан Украины за рубежом, но не освобождают их от ответственности за совершенные уголовные преступления или административные правонарушения.
Общепризнано, что любое лицо, совершившее уголовное преступление или административное правонарушение в своей стране или за рубежом, должно нести ответственность в соответствии с законодательством страны, где уголовное преступление или административное правонарушение было совершено. В любом случае консульское должностное лицо должно следить за тем, чтобы к гражданину Украины, совершившему уголовное преступление или административное правонарушение правильно были применены нормы права страны пребывания и в ходе уголовного разбирательства судебное учреждение страны пребывания обеспечило государственного адвоката для обеспечения защиты гражданина Украины. Консул также должен отследить, чтобы условия содержания граждан Украины в местах лишения свободы соответствовали установленным нормам и требованиям международных конвенций.

4.Решение суда может изменить только суд высшей инстанции. Ни Посол Украины, ни консул, равно как и любое другое должностое лицо дипломатического или консульского учреждения Украины не обладают мерами административного воздействия по отношению к частным и юридическим лицам, а также государственным организациям страны пребывания. Они не могут вмешиваться в процесс судопроизводства и влиять на приговоры или решения судебных инстанций.
Приговор суда в отношении гражданина Украины может быть пересмотрен судом второй инстанции в рамках кассации или аппеляции, если этот приговор не вступил в законную силу.
«Кассация» – это прошение о пересмотре и отмене не вступившего в законную силу судебного решения (обжалование, опротестование) по причинам нарушения низшей инстанцией законов или несоблюдения ею правил судопроизводства, не затрагивая существа дела.
«Аппеляция» – одна из форм обжалования судебного решения, при которой дело рассматривается по существу судом второй инстанции по жалобам сторон и в пределах изложенных в жалобах доводов.
Кассационное прошение или аппеляционное обжалование осуществляются лишь адвокатскими методами.

5.Действия консула, направленные на защиту прав и интересов гражданина Украины, не должны ухудшить его положение в стране пребывания.
В целом, большинство граждан Украины, выезжающих за рубеж во временные поездки, считают, что защита их прав и интересов является чуть ли не главной и единственной функцией консульських учреждений, что далеко не соответствует действительности.
В следующем разделе мы подробно остановимся на основных функциях консульських учреждений Украины за рубежом.
Категория: Консульская защита граждан Украины за рубежом | Добавил: PIOneer (29.08.2010)
Просмотров: 2334 | Теги: гражданин украины, консульская защита, заработки, польша | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar