[Шенген визы ]

Консульская защита граждан Украины за рубежом
В каждом государстве правовой статус граждан Украины может отличаться и иметь свою специфику в зависимости от национального законодательства о правовом положении иностранных граждан, положений международных договоров. В любом случае, консульские учреждения Украины должны добиваться, чтобы в государстве пребывания наши граждане пользовались таким объемом прав и свобод, который бы позволял им нормально жить, работать, отдыхать, независимо от цели поездки или срока пребывания за рубежом.
При определении правового режима иностранцев практически каждое государство исходит из ряда специальных принципов, которые имеют универсальный характер.

ИНОСТРАНЦЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ НА ТЕРРИТОРИИ ТОГО ИЛИ ИНОГО ГОСУДАРСТВА, ПОДПАДАЮТ ПОД ЮРИСДИКЦИЮ ЭТОГО ГОСУДАРСТВА И НЕСУТ АДМИНИСТРАТИВНУЮ И УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ, УСТАНОВЛЕННЫХ ДЛЯ ЭТОЙ КАТЕГОРИИ ЛИЦ ГОСУДАРСТВОМ ПРЕБЫВАНИЯ.

Юрисдикция, устанавливаемая государством, не распространяется на ограниченный круг лиц, обладающих иммунитетами и привилегиями. Это дипломатические и консульские сотрудники иностранных миссий, члены их семей, сотрудники международных организаций, находящиеся с визитом официальные представители государств и др.
В то же время нельзя забывать о том, что за вмешательство во внутренние дела страны пребывания, нарушение или неуважение к ее законам и обычаям, злупотребление иммунитетом и привилегиями дипломатический представитель любого ранга может быть официальными властями страны пребывания объявлен нежелательным лицом (персона нон грата). При этом, в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, власти страны пребывания не обязаны объяснять причины, по которым иностранный дипломат, объявленный нежелательным лицом, должен покинуть страну. К сожалению, подобная практика применялась и по отношению к украинским дипломатам.
Еще один принцип, связанный с установлением правового режима для иностранцев гласит следующее.

ПРАВА ИНОСТРАНЦЕВ ЗАЩИЩАЕТ ПРИНИМАЮЩЕЕ ИХ ГОСУДАРСТВО.

С момента пересечения границы страна пребывания обязана предоставить гражданам Украины защиту их прав, личности и имущества в той же степени, что и собственным гражданам. Фактически это означает, что в случае угрозы жизни, ограбления, нанесения телесных повреждений, морального ущерба, вреда личному имуществу, ограничения прав и свобод со стороны других физических лиц, наши граждане должны, как и граждане страны пребывания, обращаться в правоохранительные органы принимающего государства. При любых упомянутых обстоятельствах, в случае обращения в консульское учреждение наши граждане в обязательном порядке получат квалифицированные рекомендации, адреса соответствующих организаций и органов, куда необходимо обращаться и которые обязаны принять меры в соответствии с внутренним законодательством для привлечения виновных к ответственности за нарушение прав и свобод граждан Украины. Консульское должностное лицо в таких случаях будет отслеживать и контролировать ситуацию до ее логического завершения – наказания виновных и востановления личных прав гражданина Украины.
Международное право не запрещает государству устанавливать иностранцам меньший объем прав и обязанностей, чем своим гражданам. В определенной степени это касается избирательного права, трудового права и политических свобод. Иностранцы не могут избирать и быть избранными, не могут занимать определенные должности (прокурора, судьи, командира корабля, командира воздушного судна и пр.), не могут быть членами политических партий. Это означает, что правовой статус иностранцев и граждан страны пребыванию в той или иной мере отличается, поскольку в установлении объема прав и обязанностей для иностранцев каждое государство действует по своему усмотрению.
Предыдущий принцип не исключает защиту прав и свобод иностранцев государством, гражданами которого они являются.

В СЛУЧАЕ НАРУШЕНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ СТРАНОЙ ПРЕБЫВАНИЯ ПРАВ И СВОБОД ИНОСТРАНЦЕВ, ИХ ПРАВА МОГУТ БЫТЬ ЗАЩИЩЕНЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКИМИ И КОНСУЛЬСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВА, ГРАЖДАНАМИ КОТОРОГО ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ.

Оказание защиты гражданам Украины является обычно функцией консульского учреждения, хотя в случае масштабного нарушения прав и интересов физических и юридических лиц, несущего в себе угрозу интересам представляемой страны функцию защиты может выполнять и дипломатическое представительство, в том числе и на уровне главы миссии.
Нельзя забывать, что консульская защита в первую очередь является средством, обеспечивающим соблюдение правового режима иностранцев в наших граждан. Если выясняется, что гражданин Украины действительно нарушил внутреннее законодательство страны пребывания, то консульская защита сводится к выяснению обстоятельств совершения правонарушения, рекомендаций по выбору адвоката и проверке условий содержания в СИЗО или пенитенциарном заведении. Если же в ходе защиты обнаружится, что государственные органы (полиция, спецслужбы, прокуратура, суд) нарушили законодательство своей страны или положения Венской конвенции о консульских сношениях 1961 года по отношению к гражданам Украины, то дипломатическое или консульское учреждение будет требовать правильного соблюдения внутреннего законодательства, наказания виновных, а в отдельных случаях и выплаты компенсации или морального ущерба.
Для справки: американские адвокаты смогли добиться оправдательного приговора украинскому экипажу судна под панамских флагом, доставлявшему крупную партию наркотиков в США, обвинив правоохранительные органы этой страны в нарушении Венской конвенции и двусторонней консульской конвенции. В соответствии с положениями упомянутых документов береговая охрана США обязана была известить дипломатическое представительство Украины об аресте украинских моряков в трехдневный срок, но не сделала этого.
Консульская защита не только включает в себя непосредственно защиту граждан Украины за рубежом, но и предполагает право получать от правоохранительных органов страны пребывания информацию о действиях, в совершении которых обвиняется то или другое лицо. В странах Европы и Северной Америки правоохранительные органы, следуя духу Венской конвенции о консульских сношениях и двусторонних консульских конвенций в минимальный срок информируют дипломатические и консульские учреждения Украины о задержаниях и арестах наших граждан, а также действиях, в которых они обвиняются. В ряде стран Азии и Африки положения Венской конвенции соблюдаются не всегда, что усложняет работу наших загранучреждений по защите граждан Украины. В таких случаях используется право получать от властей страны пребывания необходимую информацию на основании письменных запросов (вербальных нот) в адрес соответствующего министерства иностранных дел.
Нельзя не учитывать тот фактор, что защита граждан Украины может производиться только в пределах норм законодательства страны пребывания.

КОНСУЛЬСКАЯ ЗАЩИТА ВОВСЕ НЕ ОЗНАЧАЕТ БЕЗГРАНИЧНОГО ПРАВА ТРЕБОВАТЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАКАЗАНИЯ ГРАЖДАНИНА УКРАИНЫ, ЕСЛИ ОН ВИНОВЕН.

Граждане Украины должны знать, что защита их прав и интересов не должна выходить за рамки законов страны пребывания и служить основанием для обвинения дипломатических и консульских учреждений во вмешательстве во внутренние дела государства, в каком бы виде это не происходило.
В следующем разделе мы детально остановимся на основных функциях консульских учреждений.
Категория: Консульская защита граждан Украины за рубежом | Добавил: PIOneer (29.08.2010)
Просмотров: 1849 | Теги: консульская защита | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar